DISTANT DRUM

«Армид»

Броненосец «Армид» и шесть однотипных с ним кораблей были спроектированы в 1860-х годах во Франции. Эти батарейные броненосцы предназначались для службы на колониальных станциях. Более крупные корабли были слишком дороги в постройке и эксплуатации вне европейской акватории, а корабли серии «Армид» идеально подходили для удаленных театров, где шанс встретить сильного противника был невелик. В 1870 году «Армид» действовал в Северном море и на Балтике, осуществляя блокаду Пруссии во время франкопрусской войны 1870—71 годов. В 1873 году корабль осуществлял блокаду испанского порта Картахена во время гражданских беспорядков.
В 1887 году броненосец был сдан на слом. «Армид» имел деревянный корпус и парусное вооружение барка, площадь парусов составляла 1450 квадратных метров. Корабли серии «Альма», к которой принадлежал броненосец, отличались высокой маневренностью: их радиус циркуляции составлял всего 330 метров.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 316
  • Водоизмещение: 3569 т
  • Размерения: 70x14x7
  • Запас хода: 2230 км (1460 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 152 мм (6″) пояс, 120 мм (4,7″) батарея
  • Вооружение: шесть 194-мм (7,6”) орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина
  • Скорость: 12 узлов

«Кайман»

В конце 70-х годов XIX века Франция отказалась от низкобортных батарейных броненосцев и приняла барбетную систему расположения главной артиллерии, по которой орудия располагались высоко над ватерлинией. «Кайман» был заложен в 1878 году как броненосец береговой обороны. Два тяжелых орудия располагались в открытых сверху барбетах. Другими кораблями этой серии были «Индомптабль», «Рекуэн» и «Террибль». Все они, кроме «Террибля», были модернизированы между 1895 и 1901 годами — у них заменили котлы и установили новые орудия. «Рекуэн», который после перестройки получил две стоящие друг за другом трубы и новую фок-мачту, оставался в строю до Первой Мировой войны. «Кайман» завершил карьеру на свалке металлолома в Рошфоре, где находился с 1910 года до разделки на металл в 1927 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 373
  • Водоизмещение: 7210 т
  • Размерения: 82,6×18,0x8,0
  • Запас хода: 3240 км (1750 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 203—500 мм (8—19″) узкий броневой пояс по ватерлинии, 100 мм палуба
  • Вооружение: два 420-мм (16,5″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 6500 л.с.
  • Скорость: 14,5 узла

«Шарлемань»

При создании «Шарлеманя» и двух однотипных с ним кораблей Франция решила последовать примеру остальных стран и впервые расположила орудия главного калибра в двух двухорудийных башнях. Конструкторы попытались вложить в минимум водоизмещения максимум защиты и огневой мощи. Законченный строительством в 1899 году, этот корабль оказался очень экономичным — за час хода на полной скорости он сжигал чуть меньше 10 тонн угля. В марте 1903 «Шарлемань» столкнулся с другим броненосцем этой серии, «Галуаз» (третьим был «Сен-Луи» ), но серьезных повреждений не получил. В Первую Мировую войну «Шарлемань» эскортировал средиземноморские конвои, а также участвовал в Салоникской и Дарданелльской операциях и был поврежден береговыми батареями. Броненосец отремонтировали и возвратили в боевой состав флота, откуда он окончательно был исключен в 1918 году. В 1920 году корабль пошел на слом.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 632
  • Водоизмещение: 11260 т
  • Размерения: 117,5×20,3×8,4
  • Запас хода: 7780 км (4200 миль) на 10 узлах
  • Бронирование: 203—406 мм (8—16″) пояс, 380 мм (15″) башни, 70 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм и десять 138-мм орудий
  • Силовая установка: трехвальная паровая машина тройного расширения мощностью 15000 л .с.
  • Скорость: 18 узлов

«Карл Мартелл»

Заложенный в 1891 году, «Карл Мартелл» вместе с другими французскими линейными кораблями его серии должен был заменить деревянные броненосцы. По французской традиции артиллерия главного калибра располагалась ромбом — два 305-мм орудия были установлены в одноорудийных башнях на носу и на корме, а два 274-мм орудия в спонсонах по бортам. Вспомогательная артиллерия из восьми 140-мм орудий устанавливалась на верхней палубе в башнях с электроприводом. Корабль имел характерный облик — высокая надстройка, закрытый переходный мостик между мачтами. Корпус корабля был разделен множеством водонепроницаемых переборок на отсеки, что уменьшало вероятность затопления даже при большом количестве пробоин. Корабль участвовал в Первой Мировой войне и был разобран на металл лишь в 1922 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 644
  • Водоизмещение: 11900 т
  • Размерения: 119,7×21,6×8,4
  • Запас хода: 6020 км (3520 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 254—457 мм (10—18″) пояс, 70 мм палуба
  • Вооружение: два 305-мм (12″) и два 274-мм (10,8″) орудия, восемь 140-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 14500 л .с.
  • Скорость: 18 узлов

«Клемансо» II

R-98 «Клемансо» и однотипный R-99 «Фош» стали первыми французскими авианосцами специальной постройки, причем конструкция «Клемансо» в ходе проектирования и строительства постоянно изменялась, (всего предполагалось построить шесть кораблей, но построили только два). «Клемансо» был заложен на верфях Бреста в мае 1954 года. «Фош» строился в Сен-Назере, а позднее тоже был отбуксирован в Брест. «Клемансо» нес службу на Тихом океане, у берегов Ливана и в других регионах. Он также принимал участие в войне 1991 года в Персидском заливе. На протяжении срока службы корабль был существенно модернизирован, получил новые системы защиты и управления. Штатная авиагруппа состоит из 16 самолетов «Супер Атандар», трех «Атандаров IV-Р», десяти машин «Крусейдер» F-8, семи «Ализе» и нескольких вертолетов. В последние годы корабль используется в качестве вертолетоносца. В настоящее время «Клемансо» предполагается заменить атомным авианосцем «Шарль де Голль».

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 1338 (984 как вертолетоносец)
  • Водоизмещение: 22360 (32780) т
  • Размерения: 257,0×51,2×8,0
  • Запас хода: 13500 км (7500 миль) при 18 узлах
  • Бронирование: 50 мм (2″) полетная палуба, надстройки и мостик
  • Вооружение: восемь 100-мм (3,9″) зенитных орудий, 60 самолетов
  • Силовая установка: двухвальный агрегат мощностью 126000 л.с.
  • Скорость: 32 узла

«Кольбер»

Корабль «Кольбер» и однотипный с ним «Тридент» стали последними французскими броненосцами с деревянным корпусом. Спущенный на воду в 1875 году, этот корабль устарел еще до своего появления — век деревянных кораблей уже давно подходил к концу. Для экономии угля корабль все еще нес парусное вооружение площадью 2044 квадратных метров. Броневой пояс шириной 3,6 м проходил точно по ватерлинии. «Кольбер» был назван так в честь Жана Кольбера (1619—1683), французского государственного деятеля, который начал строительство большого флота для борьбы с Англией и Голландией. В бою этот броненосец, участвовал один-единственный раз — при бомбардировке французскими кораблями сил повстанцев в Сфаксе (Тунис) в 1881 году. Из боевого состава корабль был выведен в 1900 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 774
  • Водоизмещение: 8750 т
  • Размерения: 97x17x9
  • Запас хода: 6610 км (3300 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 217—178 мм (8,7—7″) железный пояс, 157 мм (6,3″) батарея
  • Вооружение: восемь 270-мм (10,8″), два 240-мм (9,4″) и восемь 140-мм (5,5″) орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 14 узлов

«Коммандан Тест»

Гидроавиатранспорт «Коммандан Тест» до Второй Мировой войны нес службу на Средиземном море. Когда Франция капитулировала, он был затоплен в Тулоне вместе с другими кораблями. (Часть французского флота находилась в алжирском порту Оран; также в британских портах находились два французских линкора, два больших эсминца, восемь малых эсминцев и семь подводных лодок). После поднятия со дна и ремонта «Коммандан Тест» использовался как блокшив. В конце 40-х годов рассматривался проект перестройки корабля в авианосец но он так и не был осуществлен. В 1950 гидроавиатранспорт был разобран на металл.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 400
  • Водоизмещение: 11500 т
  • Размерения: 167×21,8×7,1
  • Запас хода: 7400 км (4000 миль) при 15 узлах
  • Бронирование: неизвестно
  • Вооружение: двенадцать 100-мм (3,9″) зенитных орудий, 26 гидросамолетов
  • Силовая установка: двухвальная турбина мощностью 21000 л.с.
  • Скорость: 20,5 узла

«Курбе»

Самые крупные из всех броненосцев с центральным казематом, — «Курбе» и однотипный с ним «Девастасьон» были заложены во Франции сразу же после франко-прусской войны 1870 года. (Остается загадкой, почему французы стали усиливать мощь флота — ведь сокрушительное поражение они потерпели на суше). Особенность конструкции «Курбе» и «Девастасьон» — две дымовые трубы, поставленные рядом, проходили сквозь главную батарею. В 1890-х годах парусное вооружение «Курбе» было изменено, на каждой мачте оставили только по два боевых марса. За время службы корабль два раза терпел крушение: в первый раз он сел на мель в 1895 году у Иль д’Эр во время маневров, а во второй — получил пробоину от удара якоря о борт в 1898 году у Кадиса. В 1910 году броненосец был выведен из боевого состава.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 679
  • Водоизмещение: 10530 т
  • Размерения: 95×21,3×8,2
  • Запас хода: 3700 км (2000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 380—178 мм (15—7″) железный пояс, 240 мм (9,4″) батарея
  • Вооружение: четыре 340-мм (13,4″) и четыре 267-мм (10,5″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 8300 л.с.
  • Скорость: 15 узлов

«Куронь»

Броненосец «Куронь» был первым крупным боевым кораблем с железным корпусом. Он вступил в строй в 1862 году и сразу же подтвердил неоспоримые преимущества железа перед деревом. Корабль оказался не только мореходнее, но и прочнее, чем его деревянные современники, — «Куронь» оставалась на плаву и через 70 лет после спуска на воду. Первоначально орудия броненосца располагались в защищенной бортовой батарее, но за время службы вооружение на корабле неоднократно менялось. В 1885 году с него сняли всю броню, превратив в учебно-артиллерийский корабль. В 1910 году «Куронь» была поставлена на прикол, но на слом пошла только в 1934 г. Долгая жизнь этого корабля (он был спущен на воду в марте 1861 года) стала наглядным подтверждением эффективности железных судов. А вот бортовое размещение артиллерии явилось данью традициям отходящей в прошлое эры деревянных линейных кораблей.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 570
  • Водоизмещение: 6076 т
  • Размерения: 80×16,7×8,2
  • Запас хода: 4465 км (2410 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 102—80 мм (4—3,2″) железный пояс, 13 мм палуба
  • Вооружение: тридцать 164-мм (6,4″) орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная поршневая машина мощность 2700 л.с.
  • Скорость: 12,5 узлов

«Девастасьон»

Батарейный броненосец «Девастасьон» стал одним из первых французских кораблей, построенных после франко-прусской войны 1870—71 годов. Спроектированный инженером де Бюсси, он, вместе с однотипным броненосцем «Курбе», представлял собой улучшенный вариант «Редутабля». Корабль нес тяжелые орудия; считалось, что он сильнее современных ему английских кораблей. Корпус «Девастасьон» был изготовлен из стали и железа и имел двойное дно. Корабль нес легкое парусное вооружение и имел две трубы, расположенные между мачтами. Четыре орудия броненосца располагались в центральном каземате, два стояли в барбетах, а остальные размещались на палубе. Изначальная конструкция главной батареи постоянно изменялась. В 1901 году корабль получил новую силовую установку, а на слом пошел только в 1922 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 690
  • Водоизмещение: 10530 т
  • Размерения: 95×21,3×8,3
  • Запас хода: 5200 км (2800 миль) при 16 узлах
  • Бронирование: 380 — 178-мм (15—7″) железный пояс, 60-мм палуба
  • Вооружение: четыре 340 мм (13,4″), три 240 мм и одиннадцать 139 мм орудий, 5 торпедных аппаратов
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 8110 л.с.
  • Скорость: 15 узлов

«Диксмюде»

Корабль «Диксмюде» был одним из трех эскортных авианосцев, построенных в США для Великобритании. Первоначально авианосец назывался «Рио-Парана». Корабль был спущен на воду в 1940 году. После прибытия в Англию палубу удлинили до 139 метров, а американское вооружение заменили на английские 102-мм (4”) пушки Мк-5. Переименованный в «Байтер», этот авианосец сопровождал атлантические конвои (следует отметить, что эскортные авианосцы внесли огромный вклад в победу в битве за Атлантику). В 1945 году авианосец пришел в США и был передан Франции, в составе флота которой получил новое название «Диксмюде» и использовался как авиатранспорт. В 1946—48 годах он участвовал в боевых действиях в Индокитае. В начале 50-х корабль был разоружен, а в 1960 году поставлен на прикол и использовался как плавучая казарма. В 1966 году «Диксмюде» разобрали на металл.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 555
  • Водоизмещение: 11800 т
  • Размерения: 150x23x7,6
  • Запас хода: 7412 км (4000 миль) при 15 узлах
  • Бронирование: 50 мм палуба
  • Вооружение: три 102-мм (4″) орудия, 15 самолетов
  • Силовая установка: одновальный дизель
  • Скорость: 16,5 узла

«Дюгеклен»

Корабль «Дюгеклен», броненосец серии «Вобан», имел деревянный В корпус, обшитый медью и защищенный броней из обычного промышленного чугуна. Первоначально этот корабль, вступивший в строй в 1886 году, нес полное парусное вооружение брига, но затем на нем поставили две безрангоутные мачты. «Дюгеклен» был типичным французским броненосцем того времени. Несмотря на то, что в те годы французы делали ставку на миноносцы и крейсера, велась и постройка небольших броненосцев второго класса, подобных «Дюгеклену»,— тем паче, что морская политика Франции изменялась практически ежедневно (так часто менялись морские министры). «Дюгеклен» был исключен из состава флота в 1904 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 440
  • Водоизмещение: 6210 т
  • Размерения: 81×17,4×7,6
  • Запас хода: 3300 км (1800 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 152—254 мм (6— 10″) пояс по ватерлинии, 203 мм (8″) барбеты
  • Вооружение: четыре 240-мм (9,4″) орудия, одно 193-мм (7,6″) и шесть 140-мм (55″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина
  • Скорость: 14,5 узла

«Фландрия»

Броненосец «Фландрия» и девять однотипных с ней кораблей класса «Прованс» были заказаны в 1860 году и стали самой крупной серией французских броненосцев. По проекту они имели железный корпус, но из-за спешного строительства бронированных плавучих батарей в ходе Крымской войны железа хватило не на всех — девять из десяти кораблей получили деревянные корпуса. Исключением стал только «Эрион». «Фландрия», «Галуаз», «Гиень», «Магнаним», «Прованс», «Реванш», «Савой», «Сюрвелянт» и «Валерьюз» были спроктированы известным конструктором Дюпюи де Ломом. Вся артиллерия этих кораблей, кроме четырех орудий, размещалась побортно на главной палубе. «Фландрия» принимала участие в блокаде Пруссии во время франко-прусской войны 1870—71 годов. Исключена из списков флота в 1886 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 594
  • Водоизмещение: 5700 т
  • Размерения: 80x17x8,2
  • Запас хода: 4470 км (2410 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 152—110 мм (6—4,3″) железный пояс
  • Вооружение: двадцать два 152-мм (6м) орудия, десять 55-фунтовых орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина
  • Скорость: 14 узлов

«Фландрия» II

Броненосец «Фландрия» и четыре однотипных с ней корабля были заложены в октябре 1914 года. 340-мм (13,4″) орудия размещались в трех четырехорудийных башнях, которые фактически представляли собой сдвоенные двухорудийные башни на одном барбете. В 1915 году недостроенный корабль был спущен на воду, чтобы освободить док. Четыре корабля этой серии в 1924-25 годах были разобраны на металл; пятый — «Беарн» — был перестроен в авианосец. В ходе Второй Мировой войны этот авианосец сел на мель у Мартиники. Американцы захватили «Беарн» и отбуксировали его в Пуэрто-Рико. В 1943—44 годах корабль прошел ремонт и модернизацию, после чего был возвращен Франции. В 1945—46 годах «Беарн» нес службу на Дальнем Востоке и участвовал в высадке французов в Индокитае.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 1200
  • Водоизмещение: 25000 т
  • Размерения: 176,4x27x8,7
  • Запас хода: 11700 км (6500 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 300 мм (11,8″) пояс, 340—250 мм башни
  • Вооружение: двенадцать 340-мм (13,4″) и двадцать четыре 140-мм (5,5″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная турбина и двухвальная вертикальная паровая машина тройного раширения
  • Скорость: 21 узел

«Формидабль»

С 1877 по 1879 год во Франции было заложено семь барбетных броненосцев, последним из которых был «Формидабль». Он нес три 371-мм (14,6) орудия в одинарных барбетах, артиллерия среднего калибра устанавливалась на главной палубе. Стальной броневой пояс выступал над водой на 305 мм (12”). «формидабль» относился к классу «Боден», другим кораблем этого класса был «Адмирал Боден». Эти корабли были перестроены в 1897—98 годах: центральный барбет заменили на каземат, изменили форму грот-мачты и установили новые котлы. В 1895 году во время маневров «Формидабль» сел на мель у Эра. В 1903 году его перевели в резерв, а в 1911 году исключили из состава флота.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 650
  • Водоизмещение: 11570 т
  • Размерения: 101,4×21,3×8,5
  • Запас хода: 5600 км (3000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 560—356 мм (22-14″) пояс, 406 мм (16″) барбеты, 100 мм палуба
  • Вооружение: три 371 -мм (14,6″), пять 165-мм и восемь 139-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 9600 л.с.
  • Скорость: 16 узлов

«Фульминант»

Корабль «Фульминант» — мощный однобашенный броненосец береговой обороны, главное вооружение которого размещалось в большой (диаметром 10,5 м) носовой башне. Расположенная позади нее узкая надстройка, над которой нависал широкий мостик, была специально заужена, чтобы дать орудиям башни максимальный угол обстрела назад. Корпус броненосца был стальным. «Фульминант» был заложен в 1875 году, но завершен лишь к 1882 году. В 1890-х годах он использовался как плавбаза минных катеров, а в 1908 г. был списан.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 220
  • Водоизмещение: 5574 т
  • Размерения: 75,5×17,5×6,5
  • Запас хода: 3100 км (1680 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 330—254 мм (13—10й) пояс, 330 мм (13″) нос, 330—305 мм (13—12″) башни
  • Вооружение: два 274-мм (10,8″) орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина
  • Скорость: 13,7 узла

«Фурье»

Заложенный в Шербуре и спущенный на воду в 1883 году, броненосец второго класса «Фурье» — типичный французский броненосец береговой обороны. «Фурье» был завершен в 1887 году, в 1902-04 годах он подвергся перестройке — были добавлены два 239-мм (9,4”) орудия и установлена дополнительная мачта. Затем он стал плавучим складом, а в 1913 году был сдан на слом. Этот корабль представлял собой вариант броненосца серии «Тоннер» с артиллерией более крупного калибра и более толстой броней.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 235
  • Водоизмещение: 5925 т
  • Размерения: 72,5×17,8×7,1
  • Запас хода: 2780 км (1500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 457—330 мм (18—13″) пояс по ватерлинии, 457 мм (18″) барбеты
  • Вооружение: два 340-мм (13,4″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компануд-машина
  • Скорость: 13 узлов

«Глуар»

Спроектированный Дюпюи де Ломом, «Глуар» стал первым в мире бронированным «кораблем линии» (ship-of-the-line) — иными словами, первым линейным кораблем эпохи брони и пара. Он все еще имел деревянный корпус, а его броневая защита по высоте доходила лишь до главной палубы, поскольку французские заводы не смогли изготовить достаточное количество броневых плит и железных листов для обшивки корпуса. Броненосец представлял собой кардинально перестроенный паровой фрегат «Наполеон». Подобно своему прототипу, «Ла Глуар» имел батарею по всей длине корпуса. Сначала на нем предполагалось установить 68-фунтовые гладкоствольные пушки, однако в итоге броненосец вооружили новейшими нарезными орудиями. Впоследствии он получил еще более современное вооружение. Изначальная парусная оснастка баркентины была заменена полным парусным вооружением. «Глуар» вошел в строй французского флота в 1859 году, а списан был в 1879 г., еще через два года его корпус сдали на слом. Другими кораблями этой же серии были «Ивинсибль» и «Нормандия».

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 570
  • Водоизмещение: 5630 т
  • Размерения: 77x16x8
  • Запас хода: 7400 км (4000 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: железный пояс толщиной 120— 100 мм
  • Вооружение: тридцать 162-мм (50-фунтовых) казнозарядных орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина мощностью 1000 л.с.
  • Скорость: 12 узлов

«Генрих IV»

Особенностью французского броненосца «Генрих IV» являлась срезанная почти до уровня воды корма, что было сделано для снижения водоизмещения. Одно 270-мм (10,8”) орудие размещалось в носовой башне, в 8,5 м над ватерлинией, а другое — в кормовой башне в 4,8 м над водой. Высота броневого пояса корабля 2 м, половина его находилась ниже ватерлинии. Броневые палубы гладкие, имелись также поперечные броневые траверзы, а общий вес брони составлял 3560 тонн. В 1907 году корабль был поврежден возле Алжира при столкновении с эсминцем «Дард», который при этом потерял нос. В марте 1915 года броненосец был отправлен к Дарданеллам, где французская эскадра совместно с англичанами участвовала в десантной операции под командованием адмирала Кардена. Корабль принимал участие в бомбардировке турецких фортов, а в мае прикрывал высадку алжирской дивизии генерала Байю. Из списков флота «Генрих IV» был исключен в 1921 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 464
  • Водоизмещение: 8800 т
  • Размерения: 108×22,2×6,9
  • Запас хода: 1100 км (600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: пояс из 254-мм (10″) стальных плит
  • Вооружение: два 274-мм (10/8″) и семь 140-мм (5,5″) орудий
  • Силовая установка: трехвальная паровая машина тройного расширения
  • Скорость: 17 узлов

«Жорегибери»

Корабль «Жорегибери», созданный по проекту инженера Лагана и спущенный на воду в 1890 году, представляет собой увеличенную модификацию броненосца второго класса «Капитан Прат». После отладки котлов «Жорегибери» показал неплохие ходовые качества. Хотя к началу Первой Мировой войны этот корабль уже находился в достаточно плачевном состоянии, он использовался в первые месяцы боевых действий. На момент его спуска на воду Франция по-прежнему считала, что ее традиционным врагом является Великобритания и потому французский флот должен угрожать морской торговле Англии, а количеству английских кораблей французы стремились противопоставить технические новинки. Британская морская политика в те времена требовала поддерживать так называемый «двухдержавный стандарт», который означал, что по численности британский флот обязан превосходить сумму флотов двух других морских держав. В результате Королевский флаг вплоть до 1906 года постоянно пополнялся новыми эскадренными броненосцами, которым Франция мало что могла противопоставить. «Жорегибери» был поставлен на прикол в 1920 году, а в 1934 году разобран на металл.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 631
  • Водоизмещение: 11800 т
  • Размерения: 108,5x22x8,4
  • Запас хода: 6500 км (3500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 450—254 мм (18— 10) пояс, 380 мм (11) башни, 70 мм палуба
  • Вооружение: два 305-мм (12) и два 274-мм (10,8) орудия, восемь 140-мм скорострельных орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 14200 п.с.
  • Скорость: 17,7 узла

«Мажента»

Спущенные на воду в 1861 году «Мажента» и однотипный с ней «Сольферино» были единственными когда-либо построенными двухпалубными броненосцами. Их броневая защита была сосредоточена в средней части корабля, где на двух палубах стояли пушки, защищенные с носа и кормы броневыми траверзами. Расположение артиллерии в два уровня обеспечило орудиям на верхней палубе большие углы возвышения и дальность стрельбы, а также уменьшило размеры корабля. Как и все французские броненосцы того времени, «Мажента» выглядела очень импозантно — с хорошо выраженным завалом бортов и сильно выдающимся вперед тараном. 31 октября 1875 года она взорвалась из-за пожара, начавшегося на камбузе. Однотипный с ней «Сольферино», названый так в честь победы франко-сардинского флота над Австрией в июне 1859 года, находился в боевом составе флота всего десять лет. В 1871 году он был списан в резерв, а в 1884 году сдан на слом. «Мажента» единственный из французских броненосцев имел носовую фигуру — золотого орла.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 674
  • Водоизмещение: 6720 т
  • Размерения: 86×17,3×8,4
  • Запас хода: 2910 км (1840 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 120 мм (4,7″) борт
  • Вооружение: две 210-мм (8,3″) гаубицы, тридцать четыре 162-мм (6,4″) и шестнадцать 55-фунтовых орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 13 узлов

«Массена»

Построенный в 1898 году, «Массена» стал первым французским кораблем с тремя винтами. Сам броненосец имел длинный гладкопалубный корпус с заметным завалом бортов внутрь и явно выраженным тараном. 305-мм (12”) орудия главного калибра располагались в одноорудийных башнях: одна на носовой надстройке, а другая в корме на уровне главной палубы. 274-мм (10,8″) орудия также стояли поодиночке — в больших бортовых спонсонах, выдававшихся за пределы корпуса, что позволяло вести продольный огонь. В 1913 году «Массена» был поставлен на прикол, а 9 ноября 1915 года его затопили в качестве волнолома в Седдюльбахире в Дарданеллах. По своей конструкции этот корабль очень напоминал другой французский броненосец — «Карл Мартелл», который был заложен годом раньше, исключен из списков флота в 1915 году и пущен на слом в 1922 году.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 667
  • Водоизмещение: 11923 т
  • Размерения: 117×20,2×8,2
  • Запас хода: 8500 км (4600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 450—254 мм (18—10″) пояс, 356 мм (14″) башни, до 70 мм палуба
  • Вооружение: два 305-мм (12″), два 274-мм (10,8″), восемь 140-мм (5,5) и восемь 100-мм (3,9″) орудий
  • Силовая установка: трехвальная паровая машина тройного расширения мощностью 14200 л,с.
  • Скорость: 17,5 узла

«Ришелье»

Корабль «Ришелье» был первым в серии из четырех линкоров, которые планировались к постройке с 1935 по 1938 годы, но к началу Второй Мировой войны завершенным оказался только он. Спущенный на воду в марте 1940 года, после подписания капитуляции «Ришелье» ушел из Франции и в 1942 году присоединился к силам союзников на Дальнем Востоке. Он был включен в состав эскадры, в которую также входили линкоры «Вэлиант», «Хоув» и «Куин Элизабет», линейный крейсер «Риноун» и авианосцы «Викториес», «Илластриес» и «Индомитейбл». «Ришелье» сопровождал авианосцы в рейдах на Яву, Суматру и другое острова, захваченные противником в Индийском океане. В 1943 году линкор прошел полный ремонт в США, где на нем установили радар и около сотни зенитных автоматов. С 1944 года и до конца Второй Мировой войны «Ришелье» входил в состав британского Восточного флота. Затем линкор принимал участие в боевых действиях Франции в Индокитае. В 1959 году «Ришелье» был исключен из списков флота и поставлен на прикол, а в 1964 году сдан на слом.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 1670
  • Водоизмещение: 47000 т полное
  • Размерения: 247,85x33x9,63
  • Запас хода: 11000 км (6000 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 343-250 мм (13,5-9,75″) пояс, 445-170 мм (17,5-6,75″) башни главного калибра
  • Вооружение: восемь 380-мм (15”) и девять 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина
  • Скорость: 30 узлов

«Вобан»

Броненосец «Вобан» являлся типичным представителем класса французских крейсерских броненосцев. Его проект стал дальнейшим развитием броненосцев типа «Байярд», но вместо деревянного корпуса он имел уже стальной, покрытый деревом и обшитый медью. По завершении строительства в 1885 году «Вобан» нес парусное вооружение брига площадью 2155 кв.м., однако позже оно было снято и корабль получил две мачты с боевыми марсами. В 1905 году «Вобан» был исключен из списков флота. Этот корабль был построен в период кризиса французского флота, наступившего после того, как в 1884 году адмирал Аубе, известный военно-морской реформатор, прекратил строительство броненосцев. Таким образом Франция лишилась своего лидерства в строительстве этого класса кораблей. Этого лидерства она добилась несколькими годами раньше постройкой «Глуара» — первого в мире броненосца, появление которого, собственно, и послужило непосредственным импульсом к потрясшей мир гонке военно-морских вооружений.

  • Страна: Франция
  • Экипаж: 440
  • Водоизмещение: 6110т
  • Размерения: 81×17,5×7,7
  • Запас хода: 4630 км (2500 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 254—150 мм (10—5,9″) пояс, 200 мм (7,8″) барбеты
  • Вооружение: четыре 240-мм (9,4м), одно 190-мм (7,5″) и шесть 150-мм (5,9″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина
  • Скорость: 14,5 узла

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г