konnektikut

«Аппалачиан»

Корабль «Аппалачиан» (AGC-1) — представитель очень важного класса военных кораблей. Он использовался как центр управления морскими и воздушными соединениями во время высадки американских войск на занятые японцами острова во Второй Мировой войне. В январе 1945 года на этом корабле располагался штаб 3-й десантной группы, которая поддерживала высадку в заливе Аингаен на Филиппинах. Серьезную угрозу десанту представляли японские пилоты-камикадзе, которые смогли потопить американский авианосец и повредили еще несколько кораблей. Но «Аппалачиан» избежал повреждений. Этот корабль стал первым из семнадцати американских кораблей поддержки десанта, которые действовали на всех театрах морской войны. В 1947 году, незадолго до исключения из боевого состава, этот корабль был флагманом Тихоокеанского флота США. В 1960 году «Аппалачиан» сдан на слом.

  • Страна: США
  • Экипаж: 507, плюс 368 штабного персонала
  • Водоизмещение: 14133 т
  • Размерения: 132,6х 19,2×7,3
  • Запас хода: 5560 км (3000 миль) при 16 узлах
  • Бронирование: различное, в основном защищены ключевые посты управления
  • Вооружение: 2 127-мм (5″) орудия, восемь 40-мм (1,6″) автоматов
  • Силовая установка: одновальная турбина
  • Скорость: 17 узлов

«Атту»

В 1942 году было решено переделать 50 еще недостроенных транспортных судов в эскортные авианосцы. Одним из таких перестроенных кораблей стал CVE-102 «Атту». Все 49 однотипных с ним кораблей серии «Касабланка» были построены всего за один год. Авиагруппа на кораблях класса «Касабланка» состояла из 9 бомбардировщиков, 9 торпедоносцев и 9 истребителей. Следующие корабли этого класса строились как эскортные авианосцы уже с момента закладки киля. Все корабли серии «Касабланка» служили на Тихом океане — кроме авианосцев «Гуадалканал» и «Касаан Бей», которые использовались на Атлантике. В 1947 году «Атту» был перестроен в гражданское судно и переименован в «Гай». А в 1949 году он был разобран на металл в Балтиморе.

  • Страна: США
  • Экипаж: 800
  • Водоизмещение: 7920 т
  • Размерения: 156,1х19,8×6,3
  • Запас хода: 18360 км (10200 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: небронированная пулеметная палуба
  • Вооружение: 127-мм (5″) орудие, двадцать четыре 40-мм (1,5″) автоматов, 27 самолетов
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина мощностью 11200 л.с.
  • Скорость: 18 узлов

«Бентон»

Первоначально «Бентон» был спасательным катамараном и назывался «Субмарин №7». С началом Гражданской войны его перестроили: добавили дно между корпусами, новый киль и устроили орудийный каземат (почти на всю длину корпуса). В каземате размещалась артиллерия главного калибра. В 1865 году с корабля сняли бронирование и вооружение и продали судно с аукциона практически за бесценок. «Бентон» — типичный монитор «панической» перестройки времен Гражданской войны в Северо-Американских штатах. Подобные корабли строились по единому образцу — прототипы обшивали листовым железом и надстраивали каземат для двух/четырех орудий. По окончании войны многие недостроенные мониторы были проданы, поскольку считалось, что для защиты береговой линии США достаточно уже имевшихся на тот момент.

  • Страна: США
  • Экипаж: 50
  • Водоизмещение: 643 т
  • Размерения: 61,5×22
  • Запас хода: 1480 км (800 миль) при 6 узлах
  • Бронирование: 50 мм (2″) каземат
  • Вооружение: два 279-мм орудия
  • Силовая установка: паровая машина, приводящая в движение кормовое колесо
  • Скорость: не указана

«Кейро»

Корабль северян «Кейро» был переделан из низкобортного колесного парохода. Это был типичный представитель самого распространенного класса боевых кораблей, сражавшихся на американских реках во время Гражданской войны. Несколько десятков подобных наспех переоборудованных кораблей смогли вытеснить южан с речных путей континента, расчленив таким образом территорию Конфедерации. Этот монитор входил в Восточную флотилию и активно участвовал во многих известных сражениях. Например, 6 февраля 1862 года он обстрелял Форт-Генри, запиравший реку Теннесси. «Кейро» имел низкий деревянный корпус, на котором надстроили большой бронированный каземат с наклонными бортами. Заряжавшиеся с дула пушки устанавливались впереди и по бортам. Машина и кормовое колесо были защищены дополнительной броней.
2 декабря 1862 года «Кейро» подорвался на мине и затонул.

  • Страна: США
  • Экипаж: 50
  • Водоизмещение: 902 т
  • Размерения: 53x16x2
  • Запас хода: не известно
  • Бронирование: 75 мм (3″) каземат
  • Вооружение: три 203-мм (8м) и три 178-мм (7″) орудия
  • Силовая установка: одно гребное колесо, приводимое в движение паровой компаунд-машиной
  • Скорость: 8 узлов

«Канберра»

Первоначально «Канберра» вошла в состав американского флота в 1943 году как тяжелый крейсер типа «Балтимор». Она участвовала во многих операциях в центральной части Тихого океана в 1944 году — в частности, в битве за Трук и в рейдах американского 58-го оперативного соединения на захваченные японцами острова. В октябре 1944 года крейсер был поврежден авиаторпедой у Окинавы. После войны он был перестроен и в 1955 году вернулся в строй как один из двух ракетных крейсеров класса «Бостон». «Канберра» и «Бостон» стали первыми специализированными американскими кораблями-носителями зенитных ракет. Вооружение крейсеров состояло из зенитных управляемых ракет «Терьер», пусковые установки размещались на месте кормовой башни. Передние башни также предполагалось заменить на пусковые установки; но от этой идеи отказались, более того — в ракетные крейсеры были переоборудованы еще несколько кораблей, что усилило противовоздушную мощь американского флота. «Канберра» была исключена из состава флота в 1973 году.

  • Страна: США
  • Экипаж: 1554
  • Водоизмещение: 13580 т
  • Размерения: 205,3×21,3×7,6
  • Запас хода: 13140 км (7300 миль) на 12 узлах
  • Бронирование: 152 мм пояс, 127 мм палуба
  • Вооружение: две двухорудийные пусковые установки ЗУР «Терьер» (72 ракеты на установку), шесть 203-мм (8″) и десять 127-мм (5°) орудий
  • Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 120000 л.с.
  • Скорость: 33 узла

«Коннектикут»

Корабль «Коннектикут» входил в серию из шести броненосцев на основе проекта «Вирджиния». На нем стояла артиллерия трех калибров, только 152-мм (6”) орудия были заменены на 178-мм (7”). 305-мм (12”) и 203-мм (8”) орудийные башни имели электрические приводы. Главный пояс поднимался на 1,2 м над ватерлинией и уходил в глубь на 1,5 м. По вооружению «Коннектикут» превосходил британские и японские броненосцы того времени. В 1906—07 годах он был флагманом американского Атлантического флота, в состав которого входил и в годы Первой Мировой войны. В 1916 году корабль был оборудован зенитной артиллерией, а к концу войны использовался для перевозки войск. В 1921 году был переведен на Тихий океан, а в 1923 году исключен из списков флота.

  • Страна: США
  • Экипаж: 931
  • Водоизмещение: 16300 т
  • Размерения: 139,1×23,4×7,5
  • Запас хода: 9265 км (5000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 229— 102 мм (9—4″) пояс, 254— 152 мм (10″—6″) барбеты, 305—203 мм (12—8″) башни, 76 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″), восемь 203-мм (8″), двенадцать 178-мм (7″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 16500 л.с.
  • Скорость: 18 узлов

«Демологос»

Корабль «Демологос» был первым в мире боевым кораблем с паровой машиной. Он был спроектирован для береговой обороны во время войны США с Британией и первоначально назывался «Фултон-I». Этот двухкорпусный корабль заложили в июне 1814 года. Гребное колесо располагалось в промежутке между корпусами, защищавшими его от вражеских ядер. Корабль нес две мачты с косым латинским парусным вооружением и кливерами. Война с Британией успела закончиться до вступления корабля в строй, поэтому «Демологос» был поставлен на прикол в Нью-Йорке и использовался как склад. 4 июня 1829 он был уничтожен внутренним взрывом. Следующим паровым кораблем американского флота стал в 1837 году «Фултон-II». Любопытно, чем закончился бы бой «Демологоса» с британскими кораблями, вступи этот корабль в строй вовремя. Ведь американские фрегаты одержали в этой короткой войне несколько блестящих побед.

  • Страна: США
  • Экипаж: 150
  • Водоизмещение: 2560 т
  • Размерения: 47,5x17x3
  • Запас хода: 2970 км (1600 миль) при 6 узлах
  • Бронирование: нет
  • Вооружение: 20 32-фунтовых орудий
  • Силовая установка: паровая машина с гребным колесом
  • Скорость: 7 узлов

«Диктатор»

Монитор «Диктатор» был настоящим океанским судном, что отличало его от предыдущих, небольших по размерам американских мониторов. Спущенный на воду в 1863 году, он по проекту должен был развивать скорость 16 узлов и иметь большую дальность хода, поскольку запас угля на корабле составлял 1000 тонн. Но фактически монитор брал только половину этого запаса, да и скорость его оказалась значительно ниже проектной. После войны интерес к флоту в Америке резко снизился — стали считать, что существующих мониторов вполне достаточно для защиты побережья и новые корабли Соединенным Штатам не нужны. В итоге мониторы постепенно ветшали и один за другим были пущены на слом. «Диктатор» был списан и продан на слом в 1883 году.

  • Страна: США
  • Экипаж: 75
  • Водоизмещение: 4500 т
  • Размерения: 95x15x6
  • Запас хода: неизвестно
  • Бронирование: 152—25 мм (6— 1″) железные борта, 380 мм (15″) башни, 50 мм (2″) палуба
  • Вооружение: два 381-мм (15″) орудия
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость: около 9 узлов

«Дандерберг»

Корабль «Дандерберг» — казематный броненосец с парусным вооружением бригантины, двойным дном, форпиковой переборкой и массивным дубовым тараном. Хотя корабль заложили еще в 1862 году, он так и не был достроен до конца Гражданской войны из-за нехватки материалов и квалифицированной рабочей силы. «Дандерберг» мог стать одним из самых крупных и мощных кораблей американского флота, но кораблестроительная фирма выкупила его у военно-морского флота США и продала Франции, где корабль переименовали в «Рошамбо». Броненосец прибыл во Францию без вооружения. Французы установили на корабле орудия и более мощные машины, перестроили носовую часть и убрали таран. Корабль нес патрульную службу в Северном море и участвовал в морской блокаде Пруссии в 1870 году. В 1872 году его исключили из боевого состава флота.

  • Страна: США
  • Экипаж: 590
  • Водоизмещение: 7173 тонны
  • Размерения: 115x22x6,4
  • Запас хода: 4400 км (2400 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: 89—62,5 мм (3,5—2,5″) пояс, 112 мм (4,5″) каземат
  • Вооружение: два 380-мм (15″) и восемь 279-мм (11″) орудий
  • Силовая установка: одновальная паровая машина обратного хода
  • Скорость: 12 узлов

«Энтерпрайз» II

Проект атомного авианосца появился еще в 1946 году, но высокая стоимость подобного корабля замедлила его разработку. В итоге первый атомный авианосец «Энтерпрайз» был построен лишь в 1961 году. Количество боезапаса на его борту поистине чудовищно: 12240000 литров авиатоплива и 2560 тонн боеприпасов. Между 1979 и 1982 годами корабль прошел ремонт, во время которого была изменена конструкция надстройки-«острова». «Энтерпрайз» несет тактическое ядерное оружие — атомные бомбы с тротиловым эквивалентом в 10, 20, 100, 330 и 900 килотонн, а также тактические глубинные ядерные бомбы (10 килотонн). При необходимости корабль может взять на борт стратегическое ядерное оружие эквивалентом в 1,4 мегатонны (бомба В-63). Авиагруппа корабля по численности и составу идентична авиагруппе авианосцев класса «Нимиц».

  • Страна: США
  • Экипаж: 3325 +1891 авиагруппа + 71 морской пехотинец
  • Водоизмещение: 75700 т
  • Размерения: 336×78,8×11,3
  • Запас хода: 643000 км (400000 миль) при 20 узлах
  • Бронирование: 102 мм пояс
  • Вооружение: 4 пусковых установки зенитных ракет «Си Спарроу», 70—80 самолетов
  • Силовая установка: четырехвальная атомная установка из восьми ядерных реакторов мощностью 300000 л.с.
  • Скорость: 32 узла

«Флорида»

Спущенная на воду в 1901 году, «Флорида» принадлежала к серии из четырех последних американских мониторов. 305-мм орудия располагалось в одной башне на носу корабля. Монитор также нес четыре 102-мм орудия — два в задней части надстройки и два под мостиком. Все корабли этого класса некоторое время использовались как тендеры. В 1908 году монитор переименовали в «Талахасси» и переоборудовали в экспериментальную плавучую батарею. В ходе Первой Мировой войны он нес службу в зоне Панамского канала, на Виргинских и Бермудских островах, а с 1920 по 1922 год использовался как учебный корабль резерва ВМФ. В 1922 г. его продали на слом. Однотипный с ним монитор «Вайоминг» был списан только в 1939 году.

  • Страна: США
  • Экипаж: 270
  • Водоизмещение: 3225 т
  • Размерения: 77,75×15,25×3,8
  • Запас хода: 3110 км (1680 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 280—127 мм (11—5″) пояс, 279—229 мм (11—9”) барбеты и башня, 37 мм палуба
  • Вооружение: два 305-мм (12″) и четыре 102-мм (4й) орудия
  • Силовая установка: двухвальмая вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 2400 л.с.
  • Скорость: 12 узлов

«Гамбиер Бей»

Корабль «Гамбиер Бей» входил в число 50-ти американских легких эскортных авианосцев, которые представляли собой достроенные и модернизированные гражданские суда. Все 50 судов были построены за один год (1942). Эти корабли брали на борт авиагруппу из 27 самолетов — девяти истребителей, девяти бомбардировщиков и девяти торпедоносцев. Первый боевой выход «Гамбиер Бей» совершил в 1944 году; впоследствии участвовал в сражениях у Марианских островов и в заливе Лейте. Авианосец был потоплен огнем японских линейных кораблей у острова Самар в октябре 1944 года. Это сражение — одно из самых известных морских сражений Второй Мировой войны: группа американских эскортных авианосцев, поддерживавших вторжение на Филиппины, вела неравный бой с линейным флотом Японии. Уцелевшие корабли этого типа после войны были исключены из боевого состава и проданы.

  • Страна: США
  • Экипаж: 860
  • Водоизмещение: 10900 т
  • Размерения: 156,1×32,9×6,3
  • Запас хода: 18400 км (10200 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: —
  • Вооружение: одно 127-мм (5я) универсальное орудие, шестнадцать 40-мм автоматов, 27 самолетов
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина
  • Скорость: 12 узлов

«Джорджия»

Корабль «Джорджия» и четыре однотипных корабля класса «Вирджиния» представляли собой хорошо бронированные корабли, вооруженные артиллерией самого крупного калибра при сравнительно умеренном водоизмещении. Для уменьшения опасности возгорания число деревянных предметов на кораблях было сведено к минимуму. Спущенная на воду в 1904 году, в 1909—10 годах «Джорджия» получила решетчатые мачты, а впоследствии на ней заменили и котлы. В 1906—07 годах броненосец входил в состав Атлантического флота, в 1907 г. был поврежден взрывом пороха в одной из 203-мм (8”) башен на стоянке в заливе Кейп-Код. После ремонта, в 1914 г., броненосец поддерживал высадку американских войск в Мексике, а в Первую Мировую войну вновь нес службу в составе Атлантического флота США. В 1919 году перевозил возвращавшихся из Европы американских солдат (совершил пять рейсов). Затем был переведен на Тихий океан, где нес службу в 1919-20 годах. В 1923 году продан на металл.

  • Страна: США
  • Экипаж: 812
  • Водоизмещение: 14950 т
  • Размерения: 134,5×23,2×7,2
  • Запас хода: 9120 км (4920 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 279—102 мм (11 «—4″) пояс, 305—152 мм (12—6») барбеты и башни, 76—37 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″), восемь 203-мм (8″), двенадцать 152-мм (6″) орудий, 4 торпедных аппарата
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расшрения мощностью 19000 л.с.
  • Скорость: 19,2 узла

«Гуам»

Корабль «Гуам» и однотипная с ним «Аляска» были созданы для противодействия быстроходным рейдерам типа германского «Шарнхорста» (постройка подобных кораблей планировалась японцами). «Гуам» представлял собой модификацию крейсера «Балтимор» с усиленным бронированием и тремя трехорудийными башнями, в которых устанавливались специально разработанные 305-мм (12”) орудия. Завершенный постройкой в 1944 году, этот гладкопалубный однотрубный корабль имел две катапульты для взлета разведывательных гидросамолетов. В марте 1945 года крейсер входил в состав сил прикрытия авианосцев, совершавших рейд на Кюсю (Японские острова), а в апреле-июне он поддерживал оперативные соединения ВМС, атаковавшие Окинаву. Последняя его операция, проведенная в августе 1945 года, была направлена против японского судоходства в Восточно-Китайском море. В 1961 году «Гуам» был снят с вооружения.

  • Страна: США
  • Экипаж: 1517
  • Водоизмещение: 27000 т
  • Размерения: 246×27,6×9,6
  • Запас хода: 22800 км (12000 миль) при 15 узлах
  • Бронирование: 229—127 мм (9—5”) пояс, 325—203 мм башни
  • Вооружение: девять 305-мм (12″) орудий, двенадцать 127-мм (5″) универсальных орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 174000 л.с.
  • Скорость: 33 узла

«Индианола»

Боевой путь «Индианолы» оказался едва ли не короче, чем у остальных мониторов Союза в Гражданской войне в Северо-Американских Штатах. Этот корабль был заказан армией для несения службы на реке Миссисипи, а в начале 1863 года его передали флоту. Несмотря на то, что монитор еще не был полностью достроен, его срочно отправили на защиту Цинциннати от наступающих войск Конфедерации. Однако 24 февраля 1863 года таранный броненосец Конфедерации «Королева Запада» и два других корабля южан атаковали «Индианолу» и заставили выброситься на берег. Конфедераты пытались поднять «Индианолу», но при наступлении войск северян ее пришлось взорвать. Большое значение мониторов Союза в сухопутной войне была наглядно продемонстрирована в апреле 1862 года в битве при Шилоу. Всю ночь с 6 на 7 апреля поддерживавшие левый фланг генерала Гранта корабли северян «Лексингтон» и «Тайлер» обстреливали позиции конфедератов 8-дюймовыми снарядами. Пока Грант ожидал подхода жизненно важных подкреплений, броненосцы своим огнем не дали противнику возможности перейти в наступление.

  • Страна: США
  • Экипаж: 50
  • Водоизмещение: 520 т
  • Размерения: 53x15x1,5
  • Запас хода: неизвестен
  • Бронирование: 76-мм (3″) борта
  • Вооружение: два 280-мм (11″) и два 229-мм (9″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная, гребные колеса
  • Скорость: 6 Узлов

«Айова»

Проектирование серии линкоров «Айова» началось в 1936 году после появления информации о том, что японцы закладывают линкоры стандартным водоизмещением в 46000 тонн. «Айова» была заложена в 1940 году и вступила в строй в 1943 г. Данный тип кораблей, включавший также линкоры «Нью-Джерси», «Висконсин» и «Миссури», имел значительно большее водоизмещение, чем корабли предыдущей серии «Южная Дакота», более мощную силовую установку и увеличенное бронирование. Во время Второй Мировой войны корабли класса «Айова» использовались для охраны авианосных соединений, так как были единственными американскими линкорами, обладавшими достаточно высокой скоростью для взаимодействия с авианосными группами. Во время Корейской войны «Айова» участвовала в бомбардировке береговых позиций. Последний из линкоров этой серии, «Кентукки», был спущен на воду в 1950 году. Линкоры типа «Айова» были самыми быстрыми в мире линейными кораблями, их броневой пояс располагался внутри корпуса. Два корабля этой серии, «Иллинойс» и «Кентукки», так и не были завершены. «Айова» была повреждена огнем береговых батарей у островов Мили в марте 1944 года.

  • Страна: США
  • Экипаж: 1921
  • Водоизмещение: 46000 т (полное 55000 т)
  • Размерения: 270,4×33,5×9
  • Запас хода: 27000 км (15000 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 307—155-мм (12,1—6,1″) пояс, 500—180 мм башни, до 357 мм палуба
  • Вооружение: девять 406-мм (16″) орудий, двадцать 127-мм (5″) универсальных орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 200000 л.с,
  • Скорость: 32,5 Узла

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г