ремонт яхт и катеров из алюминия

То, о чем будет рассказано далее, полезно знать как тем, кто обслуживает судно самостоятельно, так и тем, кому не хочется это делать. Знание ключевых аспектов технологии ремонта позволит контролировать ремонтников, а значит, не даст возможности ввести в заблуждение относительно стоимости работ.

Осмотр алюминиевого корпуса яхты и типы ремонтов

Осматривать нужно на стапеле. Объем и вид ремонтных работ определяется по результатам экспертизы. Транец осматривают особенно тщательно. Искать нужно следующие дефекты:

  • Трещины, образовавшиеся от ударов и поперечных нажатий.
  • Щели по стыкам секций корпуса алюминиевой яхты.
  • Утраченные и поврежденные заклепки.
  • Глубокие потертости (уменьшение толщины алюминия).
  • Очаги коррозии.

Предварительно борта и днище очищают от наростов, илистых загрязнений, водорослей и микроорганизмов. Ранее уже было рассказано, как правильно это сделать.

Важно.

Не используйте для зачистки металлические щетки и другой инструмент со стальными рабочими поверхностями. Взаимодействие железа и алюминия – причина появления гальванической коррозии.

Ликвидация очагов коррозии

Алюминий намного меньше подвержен гниению, нежели сталь, но это все-таки металл, и это слабое место. Избавляться от коррозии алюминиевого корпуса яхты или катера необходимо по двум причинам. Игнорирование приведет к появлению сквозных «свищей» и снижению прочности корпуса. Под коррозийным образованием могут скрываться трещины.

Для удаления ржавчины нужно шлифовальной машинкой оголить поверхность металла. Краска удаляется специальной смывкой, а оголенный алюминий зачищается вручную наждачной бумагой и обезжиривается. Если трещин и прогнилостей нет, то поверхность грунтуется, красится и полируется.

Ревизия заклепок

Отсутствие штатных клепок видно сразу, и если отверстие сохранило геометрию и размеры, на их место устанавливают новые. Чтобы выявить разболтавшиеся заклепки потребуется маленький молоток. Простукивая каждую из них, нужно определить те, которые издают дребезжащий звук. Особенность замены состоит в постановке клепок большей толщины, чем было изначально.

Особое внимание уделяют следующим частям корпуса алюминиевой яхты:

  • сектора, подвергающиеся ударам и трению (транец, киль, борта в широкой части судна);
  • участки, прилегающие к месту крепления двигателя, подвергающиеся воздействию вибрации.

Поврежденные, деформированные клепки извлекаются, а на их место устанавливаются новые.

Трещины, щели и пробоины

Алюминий обладает меньшей прочностью, нежели сталь, и при соударении на корпусе яхты могут образоваться трещины. Насколько бы не был велик масштаб повреждений, они должны быть ликвидированы. Мелкие трещины и щели паяются. Для этого используется оловянно-свинцовый сплав с добавлением цинка. Наличие оксидной пленки на корпусе яхты из алюминия усложняет лудильные работы.

Чтобы этого не произошло нужно обработать зачищенную поверхность щелочным безводным маслом. Подойдет оружейное. После его нанесения при помощи паяльника снимается оксидная пленка. Пайка предполагает нанесение флюса на припой. Эта технология подходит для незначительных повреждений. Пробой устраняется с помощью заклепок или сварки.

Сварочные работы

Варить корпус алюминиевой лодки нужно в тех случаях, когда наклепать заплату невозможно. Проблема в том, что плотность шва высокая, и со временем вдоль него может образоваться разрыв. Сваривают только листы малой толщины, причем снаружи и внутри. Применяется аргонная сварочная технология.

Установка заплат на корпусе яхты из алюминия

Заплаты устанавливают с одной стороны корпуса. Если работы выполнить правильно, соединение будет прочным и надежным. Размеры должны соответствовать повреждению и накрывать его полностью. Применяется материал, полностью идентичный листовому алюминию корпуса яхты – алюминий. В противном случае гальванические процессы вызовут активную коррозию.

Пошаговая инструкция постановки заплат выглядит следующим образом:

  • Снятие лакокрасочного покрытия и грунтовки.
  • Демонтаж старых заклепок (если таковые имеются).
  • Разогрев (ни в коем случае не перегрев) поверхностей строительным феном для последующего выравнивания.
  • Примерка и подгонка размеров заплаты.
  • Удаление заусенцев шлифовальной шкуркой.
  • Обезжиривание.
  • Отпуск (прогрев) алюминиевых заклепок для удобства работы с ними.
  • Покрытие соединяемых поверхностей герметиком либо «сырой резиной» для вулканизации автомобильных камер.
  • Установка заплаты, закрепление стяжными болтами, заклепывание.

Существует и ограничение. Не применяйте «холодную сварку» и прочие многообещающие составы. И если на стапеле результат выглядит надежным, все отвалится после спуска яхты на воду. Но если делать все, как говорилось выше, судно будет оставаться непотопляемым многие годы.