ремонт корпуса водного транспорта из пластика

Все мы привыкли к белоснежным парусам и блестящим, отражающим водную гладь бортам кораблей. Но лишь владельцы знают, каких усилий эта красота стоит. Те, у кого опыт мореплавания на собственном судне только начал формироваться, сталкиваются с проблемами, когда в межсезонье приходится ставить яхту на стапель. И не важно, была она куплена с рук, или речь идет о первом хозяине. Повреждения неизбежны. Но кораблю можно вернуть первозданный вид, если делать все правильно.

Типичные повреждения пластикового корпуса

К числу естественных дефектов, увеличивающих массу, снижающих скоростные характеристики и увеличивающих расход топлива относятся:

  • налипшие илистые отложения;
  • водоросли;
  • микроорганизмы и мелкие представители фауны.

О том, как правильно их счищать, мы писали в предыдущих публикациях.

Сейчас же рассмотрим, как самому устранить механические повреждения.

При поднятии судна на стапель перед взором откроется следующее:

  • Пробоины от сильных ударов об острые предметы.
  • Трещины, образовавшиеся при мощном нажатии.
  • Отрыв обшивки от набора, переборки или банки.
  • Точечные выкрашивания лакокрасочного слоя.
  • Матовые места (потертости).
  • Послойное истирание пластика киля и днища о донный грунт.

Несмотря на ужас, который могут вызвать эти повреждения, корпус пластиковой яхты несложно отремонтировать.

Восстановление корпуса яхты зимой или когда потеплеет?

В любом случае работы по восстановлению ведутся в закрытом вентилируемом помещении без сквозняков. Выполнять их на улице можно только при отсутствии ветра. Оптимальная температура окружающей среды +15-200С. Зимой помещения отапливают. Влажность считается идеальной, если она колеблется в пределах 60-70%.

Когда нет иного выхода, как выполнять ремонтные работы при температурах от 0 до 180С, то все применяемые вяжущие составы приготавливаются особым образом. Существует два рецепта согласно ГОСТ:

Но это для тех, кто оказался в этих условиях, но не имеет возможность купить готовые специализированные смеси, коих сейчас предостаточно.

Убираем мелкие дефекты с корпуса яхты

Если потертость незначительна, выкрашивание локальное, а трещина не сквозная, то нужна шпаклевка. Но перед этим зоны ремонта нужно подготовить. Пошаговая инструкция по устранению некритичных повреждений корпуса яхты из стеклопластика выглядит следующим образом:

  • Предварительно дефект нужно «раскрыть» легкими постукиваниями рукояткой инструмента.
  • Важно, чтобы открылись и стали видны границы повреждений, а все отставшие фрагменты осыпались.
  • Наждачной бумагой (К-37, 5А и т.д.) зачистите всю поврежденную площадь.
  • Протрите обработанный пластик чистой сухой ветошью или продуйте его при помощи пневмоинструмента.
  • Для обезжиривания используйте уайт-спирит.

После этого можно наносить шпаклевку. Но здесь есть несколько тонкостей. Стеклопластик по своим характеристикам отличается от металла и дерева, а значит и состав шпаклевки будет иной.

Шпаклевка для заделки мелких дефектов и крупных трещин

Готовый состав НЦ-00-8 подходет для мелкой царапины, раковины и трещины. Глубокие требуют применения шпаклевки ЭД-5, которую можно приготовить собственными силами. Для этого понадобится эпоксидная смола (98-100 весовых частей) с дибутилфталатым или тиоколовым включением (15 в.ч.), с долей каолина (78—98 в.ч.) и полиэтиленполиаминовой примесью (12,5 в.ч.).

При этом важно соблюсти последовательность действий:

  • Ввод в эпоксидную смолу дибутилфталата (или тиокол).
  • Размешивание до однородной массы.
  • Ввод каолина при постоянном помешивании.
  • Ввод полиэтиленполиамина мелкими порциями, не допуская образование комков.
  • Тщательное вымешивание.

Важно!

Приготавливается шпаклевка в эмалированной емкости по порциям. Нужно, чтобы каждая из них была выработана до естественного затвердения, которое происходит через 30 мин. после ввода затвердителя (полиэтиленполиамина). Полный цикл полимеризации 2,5-3 часа.

Заделка сквозных отверстий и слоев стеклопластика

Шпаклевка наносится шпателем. Если трещина глубокая, укладывают несколько слоев. При этом между ними прокладываются прослойки из стеклоткани. Данная технология применяется для восстановления стеклопластика. Только так можно сохранить прочность поврежденного участка и восстановить внешний вид.

Фрагмент со сквозными пробоинами выпиливается. Форма выреза – прямоугольник с округлыми углами. Торцы отверстия спиливаются для формирования фаски. Ее ширина равна десяти толщинам пластика корпуса яхты. При помощи приформовки поочередно накладывается стекловолокно со шпаклевкой в виде заплат. По окончании работ верхний слой шпаклевки шлифуется, грунтуется и окрашивается. А полировка вернет яхте шик и блеск, который был ранее.