яхты и корабли из бетона

Армоцементная технология малого кораблестроения появилась полвека назад. Ее нельзя назвать классической, но этого периода достаточно, чтобы оценить все достоинства и недостатки этого материала. Каждый, кто решил купить яхту из цемента должен четко осознавать, что его ожидает, и с чем придется столкнуться в дальнейшем.

Особенности армоцемента и его свойства

Чтобы иметь представление о возможных проблемах нужно понять технологию. В поперечном разрезе корпус представляет собой сетку из арматуры, залитую высокомарочным цементным раствором. Между прутьями и поверхностями проложена тканая основа. Снаружи поверхность гладкая благодаря матрице, на которой производится заливка.

Слабое место – стыки между секциями, из которых состоит корпус. Большинство судов имеет днищевый монолитный сегмент, толщина которого больше, нежели у частей бортов, не выполняющих несущих функций. Эти самые стыки зачастую становятся проблемой, а равно и фрагменты с меньшей толщиной.

Бетонная смесь отлично работает на сжатие, но не более того. Этот материал ломкий и хрупкий. Именно для этого в основе конструкции лежит армосетка. Но если судно сильно ударяется бортом, скорее всего, будет пробоина. Стыки секций склонны к разрыву с выкрашиванием цементной смеси. Поэтому нужно быть готовым к возможному ремонту.

Неглубокие трещины в корпусе яхты

Речь идет не только о сквозных щелях, но и о трещинах, сквозь которые вода не протекает. Работы по заделке трещин выполняются поэтапно:

  1. Нужно вскрыть трещину на всю глубину, подобно стоматологу, устанавливающего пломбу. При этом потребуется инструмент (болгарка и шлифовальные круги). Слишком заглубляться не стоит. Нет нужды нарушать тканый слой, и уж тем более арматуру, если трещина не столь глубока.
  2. Сняв наружный слой, поверхность очищается от пыли продувкой из пневмоинструмента или промывкой. В последнем случае работы придется приостановить на день для просыхания.
  3. Накладывается раствор. Им может служить готовая штукатурная смесь. Можно приготовить ее самостоятельно, о чем шла речь в одной из предыдущих публикаций.
  4. Поверхность зашлифовывается, грунтуется и окрашивается. После место работ можно отполировать.

Но есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать. Зачищать нужно на 5-10 см. по обе стороны от трещины. Зачищенная поверхность должна быть шершавой. Глубокие трещины шпаклюются слоями. А если тканый слой нарушен, взрез делают еще шире и глубже, не затрагивая армирование. Между слоями штукатурки прокладывают сетку из стекловолокна.

Герметизируем щели в межсекционных швах яхты

При первом выявлении данного дефекта, он должен быть устранен. В противном случае соль, вода, грязь, водоросли и микроорганизмы разрушат судно. В итоге сгниют стальные закладные детали, связывающие секции корпуса. Вскрывать щель, как описывалось в прошлом разделе нельзя.

Технология предполагает заделку специальным торкретирующим составом.Процесс выполняется также в несколько этапов:

  • Удалите из щели грязь. Не применяйте кислоту. Она загубит бетон.
  • Продуйте полость от бетонных крошек и пыли.
  • Приготовьте торкрет из цементно-песчаной смеси с применением полимерных добавок или эпоксидной смолы, или купите специальный готовый раствор.
  • Закачайте торкрет в щель при помощи специализированного оборудования.

Придется арендовать оборудование или нанимать специалистов. Если такой возможности нет, воспользуйтесь иной технологией. Она обойдется дешевле, но и эффект слабее.

Недорогой способ ремонта корпуса яхты

Предварительно расширяют фаски трещины на 25-30 мм. в обе стороны. Это можно сделать болгаркой или долотом. Последний способ менее желателен. При этом долото не вгоняется в полость, дабы не усугубить ситуацию. Пыль выдувается воздушной струей под давлением, после чего фаски покрываются грунтовкой.

Проложите в полость эластичный шнур и приготовьте торкрет (тексотронный состав) или купите готовую смесь. Заштукатурьте оставшуюся полость, полностью заполнив ее (до самого шнура). Если трещина слишком широкая, в технологию добавляется еще один этап – сужение. Первый раз торкрет заполняется с маркером, убрав который получаем узкую полость. Весь цикл изображен на схеме:

Ремонтные составы для корпуса яхты из армоцемента

Обычный цементно-песчаный раствор малоэффективен. Он не столь цепок и надежен, нежели правильно приготовленная смесь. Чистая эпоксидная смола также не подойдет ввиду различного коэффициента температурных деформаций. Но смешав эти компоненты можно получить то, что нужно. Помните, что состав остается пластичным всего 30 минут, после чего начинает твердеть.

Вместо эпоксидки можно вводить бутадиен-стирольный латекс. Тогда соотношение песка к цементу будет 1:3, в то время как в случае со смолой – 1:2. В любом случае после заделки дефектов работы нельзя будет продолжать в течение пяти суток. Поляризация произойдет за этот период. И только потом можно шлифовать, грунтовать и красить. То есть меньше, чем через неделю яхта не может быть спущена на воду.