tigr

«Глаттон» II

Корабль «Глаттон» — один из двух кораблей береговой обороны, заказанных Норвегией в 1913 году и заложенных в Англии на следующий год. В ноябре 1914 года оба корабля были выкуплены Королевским флотом и переоборудованы в соответствии с английскими стандартами. Впрочем, «Глаттон» так и не был завершен постройкой до 1918 года. Лишь в последний год войны он вошел в состав Дуврского патруля, созданного для предотвращения прорыва немецких подводных лодок из Северного моря через Ла-Манш в открытый океан. Немецкие эсминцы, базирующиеся на Остенде и Зеебрюгге, неоднократно пытались прорвать блокаду неожиданными ночными рейдами, но безуспешно. За 1918 год в Дуврском проливе было уничтожено 13 подводных лодок «Глаттон» участвовал в патруле очень недолго, поскольку 16 сентября 1918 года он затонул от взрыва на борту, унеся с собой 77 жизней.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 305
  • Водоизмещение: 5740 т
  • Размерения: 94,5×22,4×5
  • Запас хода: 5000 км (2700 миль) при 11 узлах
  • Бронирование: 178—75 мм (7″—3″) пояс, 203 мм (8″) башни, 203—152 мм (8″—6”) барбеты, до 65 мм палуба
  • Вооружение: два 234-мм (9,2″), четыре 152-мм (6”) орудия, две 76-мм зенитки
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 4000 л. с.
  • Скорость: 12 узлов

«Глориес»

Корабль «Глориес» — третий в серии крейсеров «Корейджес». Как и два других корабля этой серии, он сочетал максимальный калибр главной артиллерии с очень высокой скоростью. Заложенный в 1915 году, он вступил в строй в январе 1917 года, а в 20-е годы, как и другие крейсеры этой серии, был перестроен в авианосец. Около полудня 8 июня 1940 года «Глориес» и корабли охранения были перехвачены «Шарнхорсгом» и «Гнейзенау», которые искали транспорты с эвакуирующимися войсками союзников западнее норвежского города Харсгада. Команда авианосца оказалась совершенно не готова к появлению противника; по так и не выясненым причинам ни одного из разведывательных «сордфишей» в воздухе не было. Когда же вражеские крейсеры были замечены, экипаж «Глориеса» попытался подготовить к бою и поднять в воздух хотя бы несколько палубных самолетов, но авианосец был потоплен раньше, чем взлетел первый торпедоносец. Сопровождавшие «Глориес» эсминцы «Ардент» и «Акаста» также были потоплены.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 842
  • Водоизмещение: 19230 т
  • Размерения: 239,5×24,7×7
  • Запас хода: 5900 км (3200 миль) при 19 узлах
  • Бронирование: 76—51 мм (3—2″) пояс, 178 мм барбеты, 330 мм башни, 40 мм палуба
  • Вооружение: четыре 381 -мм (15″), 18 102-мм орудий
  • Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 90000 л.с.
  • Скорость: 32 узла

«Ройял Соверен»

Битва на Хэмптонском рейде между башенным кораблем «Монитор» и батарейным броненосцем «Вирджиния» привела к глубоким изменениям в британской политике военно-морского строительства. Стало очевидно, что башенные корабли обладают гораздо большими преимуществами, поэтому в Англии сразу же началась постройка экспериментальных кораблей — таких, как «Ройял Соверен». С появлением броненосцев Британия оказалась владелицей огромного флота устаревших деревянных линейных кораблей. В 1862 году начались работы по переделке одного из них, 121-пушечного трехпалубного «Ройял Соверен», в башенный броненосец. Две верхние палубы были срезаны, а на оставшейся третьей по продольной оси судна установлены четыре башни с пятью 267-мм (10,5”) орудиями. Носовая башня была двухорудийной, остальные — одноорудийными. Вес башен составлял от 153 до 165 тонн, поворачивались они вручную. «Ройял Соверен» нес также легкое парусное вооружение. Из-за веса брони водоизмещение корабля увеличилось, а скорость упала с 12,2 до 11 узлов. В 1885 году «Ройял Соверен» был продан на слом.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 300
  • Водоизмещение: 5080 т
  • Размерения: 73,3×18,9×7,6
  • Запас хода: 2780 км (1500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 140—114 мм (5,5—4,5″) пояс, 140—254 дам (4,5—10″) башни
  • Вооружение: пять 267-мм (10,5″) орудий
  • Силовая установка: одновальная кривошипно-шатунная машина
  • Скорость: 11 узлов

«Ройял Соверен» II

Броненосец «Ройял Соверен» был заложен по проекту Уильяма Уайта на Портсмутской верфи в сентябре 1889 года и завершен постройкой в 1892 году. Он входил в число 70 кораблей, построенных согласно Акту о Морской Обороне 1889 года, и именно он стал образцом для большинства созданных впоследствии додредноутов. Идея нового проекта заключалась в сочетании увеличения боевой эффективности с максимальной скоростью хода. Эти требования могли быть совмещены лишь в барбетном броненосце, оснащенном для улучшения мореходности высоким надводным бортом; при этом орудия должны находиться высоко над водой. «Ройял Соверен» был разобран в 1919 году. Другими кораблями этого типа были «Эмпресс оф Индия»,«Рэмиллес», «Рипалс», «Резолюшн», «Ривендж» и «Ройял Оук». Из них лишь «Ривендж» участвовал в Первой Мировой войне — в 1914 году он был возвращен из резерва и переоборудован в корабль для обстрела побережья. В августе 1915 его переименовали в «Редутейбл», а в 1919 году разобрали.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 712
  • Водоизмещение: 14150 т
  • Размерения: 125×22,8×8,8
  • Запас хода: 8740 км (4720 миль) при 15 узлах
  • Бронирование: 450-356 мм (18-14″) пояс, 431-270 мм (17-11″) барбеты, до 152-мм (6″) казематы, до 76 мм палуба
  • Вооружение: четыре 343-мм (13,5″) и десять 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухзальная паровая машина тройного расширения мощностью 9000 л.с.
  • Скорость: 15,5 узла

«Султан»

Корабль «Султан» был заложен в 1868 г., и спущен на воду в 1870 году. Все его 254-мм дульнозарядные нарезные орудия размещались в бронированной батарее длиной 25,3 метров, передняя пушка могла через порт вести огонь прямо по курсу корабля. «Султан» нес полное парусное вооружение площадью 4589 кв.м., но, тем не менее, под парусами он оказался слишком медлительным. «Султан» был очень мощным броненосцем и одним из наиболее сильно вооруженных батарейных кораблей. В 1882 году он участвовал в бомбардировке Александрии, но в том же году наскочил на подводную скалу возле Мальты. В 1893—96 годах корабль прошел реконструкцию. В 1906 году броненосец был переименован в «Фисгард IV» и стал учебным кораблем морских техников в Портсмуте. В этом качестве он использовался многие годы, а в 1932 году ему даже вернули первоначальное название. «Султан» был разобран в 1945 году, а до того побывал еще плавучей базой тральщиков.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 633
  • Водоизмещение: 9540 т
  • Размерения: 99x18x8
  • Запас хода: 4000 км (2140 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 305-152 мм (12-6″) пояс на 305-254 (12-10″) мм деревянной подкладке, 229 мм (9″) батарея, 203 мм (8″) верхняя батарея
  • Вооружение: восемь 254-мм (10″) и четыре 229-мм (9″) орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная транковая машина
  • Скорость: 14 узлов

«Темерер»

Введенный в строй в 1877 году, «Темерер» стал первым британским барбетным кораблем. Его 279-мм (11”) орудия располагались на верхней палубе в углах ромбовидного барбета, а 254-мм (10”) пушки стояли в центральной батарее. Крупнейший корабль своего класса, первоначально он нес полное парусное вооружение брига площадью 2322 кв. м., однако позднее количество парусов сократили. В 1882 году «Темерер» участвовал в бомбардировке Александрии. В 1902 году он стал плавучим складом и мастерской, в 1904 году его переименовали в «Индус II», позже в «Акбар», а в 1921 году продали на слом. «Темерер» появился в тот момент, когда Европа переживала бурные перемены: новое сильное германское государство создавало тройственный союз с Австрией и Италией. В 1892 году был заключен альянс между Францией и Россией словом, начали формироваться блоки держав, противоречия между которыми в будущем станут причиной Первой Мировой войны. Британия пока оставалась в стороне, ее флот по-прежнему правил океаном.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 580
  • Водоизмещение: 8540 т
  • Размерения: 86,9×18,9×8,2
  • Запас хода: 5000 км (2700 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 279—140 (11—5,5″) пояс (на 305-мм деревянной подкладке), 203 мм (8″) батарея
  • Вооружение: четыре 279-мм (11″) и четыре 254-мм (10″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная инверсивная компаунд-машина
  • Скорость: 14,7 узла

«Тайгер»

Построенный в 1914 году «Тайгер» предполагалось оборудовать компактными паротрубными котлами, которые обеспечили бы кораблю скорость хода до 32 узлов. Однако и без этого «Тайгер» оказался самым быстрым, а кроме того и самым большим линейным кораблем своего времени. Он также стал последним в Королевском флоте кораблем с угольным отоплением котлов и единственным британским линейным крейсером, вооруженным 132-мм (6”) орудиями. Он участвовал в бою у Доггер-банки в 1913 году и в Ютландском сражении 1916 года, получив в последнем 13 прямых попаданий. Линейные крейсера становились уязвимыми, когда не могли в полной мере использовать свою высокую скорость и огневую мощь, однако живучесть такого корабля зависела не от числа попаданий, а от того, куда попал снаряд. «Тайгер» получил 17 попаданий и остался на плаву, три же погибших в этом бою линейных крейсера были поражены всего шестью 11- и 12-дюймовыми снарядами. После Первой Мировой войны «Тайгер» входил в состав Атлантического флота, пока в 1924 году не стал учебным кораблем. В 1933 году он был списан на слом.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 1121
  • Водоизмещение: 28430 т (35710 т полное)
  • Размерения: 214,6×27,6×8,6
  • Запас хода: 8610 км (4650 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 229—75 мм (9—3″) пояс, 229 мм башни и барбеты, до 75 мм палуба
  • Вооружение: восемь 343-мм (13,5″) и двенадцать 152-мм (6“) орудий
  • Силовая установка: четырехвальмая турбина мощностью 108000 л.с.
  • Скорость: 29 узлов

«Вэнгард»

Корабль «Вэнгард» представлял собой батарейный броненосец для патрульной службы в южных морях. Для такого корабля очень большое значение имела скорость под парусами. Корабли этого типа («Одейшес», «Инвинсибл» и «Айрон Дьюк») были ответом на французские корабли типа «Альма» — первые в мире барбетные броненосцы. К проекту «Вэнгарда» предъявлялись такие требования: надежная артиллерийская платформа при движении под парами, хорошие ходовые качества под парусами и возможность вести продольный огонь главной артиллерии. Завершенный в 1870 году и первоначально имевший полное парусное вооружение, «Вэнгард» в 1871 году получил парусное вооружение барка и нес 2200 кв.м. парусов. В 1875 году он затонул у берегов Ирландии, случайно протараненный в густом тумане броненосцем «Айрон Дьюк».

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 450
  • Водоизмещение: 6010 т
  • Размерения: 85,3×16,4×6,8
  • Запас хода: 2330 км (1260 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 203—152 мм (8—6″) пояс на 254-мм тиковой подкладке, 152 мм батарея
  • Вооружение: десять 229-мм (9″) и четыре 152-мм (6″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная горизонтальная машина обратного хода
  • Скорость: 14,5 узла

«Вэнгард» II

Корабль «Вэнгард» стал последним линкором, построенным для британского Королевского флота. Он был заказан в 1941 году, но вступил в строй только в 1946 году. Конструктивно «Вэнгард» представляет собой удлиненный «Кинг Джордж V», несущий четыре двухорудийных башни. В 1947 году линкор доставил членов королевской семьи с визитом в Южную Африку, а после ремонта в 1949-51 годах находился в Средиземном море — в основном как учебный корабль. В 1950-х годах он стал частью резерва сил НАТО. Решение о строительстве «Вэнгарда» было принято отчасти из желания иметь хотя бы один линейный корабль, созданный с учетом опыта Второй Мировой войны (чего на самом деле так и не получилось); кроме того, после перестройки «Корейджеса» и «Глориеса» в авианосцы остались снятые с них двухорудийные 15” башни. В 1960 году «Вэнгард» был продан на слом.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 1893
  • Водоизмещение: 44610 т (51540 т полное)
  • Размерения: 248×32,9×10,9
  • Запас хода: 8414 миль при 15 узлах
  • Бронирование: 356—280 мм пояс, до 330 мм башни главного калибра и барбеты, 63 мм башни среднего калибра, 152—63 мм палуба
  • Вооружение: восемь 381 -мм (15″) и шестнадцать 133-мм универсальных орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 133000 л.с.
  • Скорость: 30 узлов

«Уорриор»

Корабль «Уорриор» стал первым в мире боевым кораблем с железным корпусом. Созданный по проекту инженера Айзека Уоттса, броненосец был заложен в мае 1859 года и по завершении строительства стал самым мощным кораблем в мире, по быстроходности и вооружению превосходя даже французский «Глуар». Высокая скорость достигалась за счет острых носовых обводов и большого удлинения корпуса. Первоначально отнесенный по классу к фрегатам (поскольку имел всего одну орудийную палубу), «Уорриор» и однотипный с ним «Черный Принс» были в 1880 году переклассифицированы в броненосные крейсера. В 1902 году «Уорриор» превратили в плавучий склад, а в 1923 году поставили на прикол и использовали в качестве дебаркадера. В 1980-х годах корпус корабля был восстановлен и сейчас находится в английском порту Портсмут. Как плавучий склад корабль некоторое время носил имя «Вернон III», а позже ему вернули первоначальное название. Однотипный «Черный Принс» стал в Квинстауне учебным кораблем юнг и был переименован в «Эмеральд», а затем в «Импрегнейбл III».

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 707
  • Водоизмещение: 9360 т
  • Размерения:115,8×17,8×8
  • Запас хода: 3900 км (2100 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 114 мм (4,5″) пояс и батарея на 457-мм деревянной подкладке
  • Вооружение: две 110-фунтовые дульнозарядные нарезные пушки Армстронга, двадцать шесть 68-фунтовых и четыре 40-фунтовых гладкоствольных орудия
  • Силовая установка: одновальная паровая машина мощностью 5470 л.с.
  • Скорость: 15 узлов (под парами и парусами)

«Виверн»

Агент флота Конфедерации Джон Баллок заказал броненосец на английской верфи «Лэйрд Бразерс» в 1861 году. Корабль был заложен как «Миссисипи», но в 1864 году реквизирован нейтральным британским правительством и включен в состав британского Королевского флота под названием «Виверн». Завершенный постройкой в 1865 году, он стал первым кораблем, оснащенным новыми трехопорными мачтами конструкции Коулза. Броненосец оказался неустойчив на волне, поэтому использовался для береговой обороны. В 1898 году он получил назначение в порт Гонконга. В 1922 году его продали на слом. Однотипный с «Виверном» броненосец «Скорпион» также закладывался для флота Конфедерации, в котором должен был называться «Северной Каролиной», но строился он под фиктивным названием «Эль-Туссон». Он тоже был реквизирован британским правительством, завершен в 1865 году и направлен на Бермуды в качестве корабля береговой охраны. В 1901 году «Скорпион» был потоплен как судно-мишень. Два года спустя корпус подняли и продали на слом, однако в 1903 году при буксировке в Бостон на разделочную верфь он затонул.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 153
  • Водоизмещение: 2750 т
  • Размерения: 68,4×12,9×4,9
  • Запас хода: 2400 км (1300 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 114—50 мм (4,5—2″) пояс (на 254-мм деревянной подкладке) и 127 мм (5″) башни
  • Вооружение: четыре 229-мм (9″) орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина мощностью 1450 л.с.
  • Скорость: 10 узлов

«Зелос»

В 1861 году на французскую программу строительства флота Великобритания ответила перестройкой в броненосцы деревянных двухпалубных кораблей. Но из семи выбранных только на четырех работы были доведены до конца. Среди этих броненосцев оказался и «Зелос». На ходу под машиной корабль мог развивать только 11,7 узла, и в дальнейшем, неся службу на Тихом океане, ходил в основном под парусами. Общая площадь парусов составляла 2713 кв.м., благодаря чему «Зелос» мог развивать большую скорость, чем его паровые современники. В 1873 году броненосец стал брандвахтенным кораблем, а в 1886 году был продан на слом. «Зелос» провел шесть лет на Тихом океане в составе одной из 15 отдельных групп британского колониального флота.
В конце XIX века была создана специальная комиссия, которой поручили выяснить возможность создания в отдаленных частях океана угольных станций для бункеровки британских кораблей. Впоследствии такие станции были оборудованы в Лабуане (Борнео) и на полуострове Кейп-Йорк в Австралии; центральная же часть Тихого океана не входила в сферу интересов Королевского флота.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 510
  • Водоизмещение: 6100 т
  • Размерения: 76,8×17,8×7,7
  • Запас хода: 2780 км (1500 миль) при 10 узлах (под машиной)
  • Бронирование: 114—63,5 мм (4,5—2,5″) пояс, 114 мм (4,5″) батарея
  • Вооружение: двадцать 178-мм (7”) орудий
  • Силовая установка: одновальная шатунная паровая машина обратного хода
  • Скорость: 12,5 узла

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г